Иайдо

Иайдо означает искусство владения мечом, которое позволяет, почувствовав ярость противника, немедленно отреагировать на атаку с его стороны и остановить его, молниеносно обнажив меч.

Занимаясь иайдо, человек учится надлежащим образом владеть своим телом и мечом в различных ситуациях, реагировать на атаку противника из положения сидя, из положения стоя и в движении. Кроме того, занимающийся учится правильному поведению, этикету, и потому иайдо – еще и путь совершенствования своего духа.


Наша линия:

Серьезная практика иайдо невозможна без следования линии определённого мастера. В практике иайдо члены клуба «БауманКан» следуют линии Иcидо Cидзуфуми-сэнсэя (Ishido Shizufumi, 8-й дан Ханcи иайдо, 8-й дан Кёcи дзёдо, 7-й дан Кёcи кэндо). Частью этой линии являются: Луиc Виталис-сэнсэй (Louis Vitalis, 7-й дан Кёcи иайдо, 7-й дан Кёcи дзёдо, 7-й дан Ренси кэндо) и Рене ван Амерсфоорт-сэнсэй (Rene van Amersfoort, 7-й дан Ренcи иайдо, 7-й дан Ренcи дзёдо).

Сайт клуба Рене ван Амерсфоорта-сэнсэя


Этикет:

Применительно к боевым искусствам (будо) часто говорят: «Все начинается с поклона и заканчивается поклоном». Поклон – это проявление почтения, действие, главный смысл которого заключается в выражении благодарности. На занятиях иайдо большое значение придается как межличностным отношениям, например, между учителем и учеником, между старшими и младшими учениками, так и отношению человека к предметам, например, к мечу и к залу для занятий. Важным при этом является поведение, исполненное чувства уважения. Воспринимая боевые искусства (будо) как часть японской культуры, необходимо в полной мере понимать смысл, заложенный в таком действии, как поклон. Во время тренировок соблюдать все традиционные правила: выполнять поклон учителю, поклон залу и мечу. Это делается для того, что бы сохранить хорошие отношения между людьми.


Как следует относиться к занятиям:

Следует с готовностью и без возражений воспринимать то, что говорит учитель (тренер) и старательно выполнять это на практике. Никакая произвольная интерпретация непозволительна. Также важно заниматься ежедневно (хотя бы понемногу), поскольку умение повышается именно за счет непрерывных занятий, пусть и не продолжительных. Кроме того, огромное значение имеет умение наблюдать за другими (митори-гэйко), за учителем (тренером), за старшими учениками. Заметив что-либо нужное для себя, следует стремиться перенять это. Таким образом, можно лучше увидеть слабые места в собственной технике, а усилия по восполнению этих слабых мест позволят сделать тренировки гораздо более продуктивными.


Цель обучения иайдо:

Изначально иайдо возникло как техника владения мечом для защиты и нападения. В наши дни занятия иайдо – это, прежде всего воспитание духа, а физическая подготовка отошла на второй план. При этом нельзя забывать, что основу единства кендо и иайдо (кэнъи-иттай) составляет этикет и техника владение мечом. Есть такое понятие – нингэн-кэйсэй, оно означает «стремление к полному физическому и духовному раскрытию человека». Исходя из общефилософских вопросов, таких, например, как «Каким должен быть человек?», «Какой должна быть человеческая жизнь?», иайдо помогает раскрыть глубину собственной личности.


Краткая история иайдо:

«Отцом» Иай считается Хаясизаки Дзинсуке Сигенобу, живший во второй половине XVI века. Об этом человеке точно известно немногое, несмотря на обилие непроверенных и расплывчатых легенд. Так, согласно одной из них, во время щугио (аскетического периода суровых тренировок) молодой Хаясизаки достиг просветления и создал Иай, посредством которого позже отомстил убийце своего отца. Однако, более глубокие исследования показывают, что скорее всего Хаясизаки не был первым человеком, разработавшим Иай. Старые рю (школы), такие как, например, Тенсин Соден Катори Синто-рю, Такеноучи (или Такеучи) рю и другие старые системы, преподавали Иай задолго до Хаясизаки.

Тем не менее, именно Хаясизаки Дзинсуке, путешествуя по Японии, обучил большое количество учеников, которые, в свою очередь, основали многие из существующих ныне школ Иай. Его справедливо можно назвать величайшим деятелем старого периода истории Иай, он был учителем и источником вдохновения многих последующих мастеров этого искусства. Хаясизаки считается основателем системы Иай клана Тоса, которая затем раздвоилась на Мусо Синден-рю и Мусо Дзикиден Эйсин-рю. Хаясизаки Дзинсуке также вдохновил развитие Хоки-рю, Тамия-рю, Дзюсин-рю, Хаясизаки-рю, Син Мусо-рю и других школ, развивших его учение.

Если и существовали великие мастера фехтования после периода Мэйдзи и мастера Тессу Ямаока, то, пожалуй, титул «святого меча» (кенсей) можно отнести к Накаяма Хакудо, удивительному преподавателю Будо. Хотя, конечно, Хакудо был не одинок в своих усилиях, многие другие мастера тоже внесли весомый вклад в развитие современного кендо.

Во время периода Мэйдзи (1868-1912) Хакудо проживал в бывшей провинции Тоса, где и обучался Иай. В основном он изучал школу Эйсин-рю у Хосокава Есимаса и Моримото Укуми. На основе полученных им знаний Хакудо разработал Мусо Синден-рю, названное им так в 1934 году. Вместе с мастерами Эйсин-рю Хакудо стал открыто обучать некогда секретному искусству Иай. Незадолго до Второй Мировой Войны Бутокуден - официальное объединение школ Воинских Искусств Японии - признал систему данов в Иай.

Послевоенный запрет на практику Воинских Искусств остановил развитие Иай до 1953 года. Затем Иай была отнесена к ведению Всеяпонской Федерации Кендо (Zen Nihon Kendo Renmei), с системой данов (с первого по десятый) и званиями Ренси, Кеси и Ханси, как в Кендо. Однако проблема состояла в том, что поскольку практиковались различные классические школы Иай, не существовало единого способа присваивания ранга. Как, например, можно было сравнить человека, выполняющего ката Хоки-рю с исполняющим ката Мусо Дзикиден Эйсин-рю? Кроме того, мастера Кендо и Иайдо стали поощрять занимающихся Кендо на изучение Иай, чтобы понять механику настоящего меча. Однако, поскольку изучение старых школ занимало десятки лет, каким образом возможно было научить энтузиаста Будо, живущего в занятом современном мире, базовым, вводным приемам Иай?

В конце концов было найдено решение, возможно не идеальное, но с которым согласились все. Оно состояло в том, чтобы разработать новую систему Иай, как базовое введение в искусство и как основу для присвоения данов. Единственной альтернативой этому было вменить изучение какого-нибудь одного рю всем практикующим Иай, что, разумеется, было невозможно, так как ни одна из существующих школ не согласилась бы быть поглощенной другой.

Двенадцати ведущим мастерам Иай было поручено разработать эту стандартную систему на основе собственных классических школ. Они встретились в Будокане в Токио и, путем компромисов, изменений и слияний собственных форм, стали работать над этой задачей.

В мае 1969 года на фестивале Воинских Искусств в Киото, проводившемся в старом здании Бутокуден, были представлены первые Сэйтэй Иай Ката. Они состояли из первых семи ката, созданных на основе измененных техник классических школ Иай. Первые две ката, Мае и Усиро, пришли из из Омори-рю. Третья, Укенагаси, была разработана на основе сходных ката Омори-рю и Мусо Дзикиден Эйсин-рю. Четвертая ката, Цука Ате, схожа с техниками тате хидза Эйсин-рю. Следующая ката, Кеса Гири, пришла из Хоки-рю. Ката Мороте Дзуки основа на аналогичных техниках многих различных школ Иай.